Григорий Бабаян: «Я готов брать на себя ответственность»
Столичная дружина сейчас играет под руководством исполняющего обязанности главного тренера Григория Бабаяна, но далеко не исключено, что если команда будет выступать столь же успешно, приставка «и.о.» перед названием должности может быть упразднена. Вообще, похоже, на наших глазах происходит трансформация хорошего менеджера в весьма перспективного коуча.
— В плане оборонительных действий получилось практически все — опасных моментов у наших ворот, в общем-то, не было. Что касается атаки, то тут не получилось только одно — забить с игры. Было много ударов, навесов с флангов, проходов в штрафную, были передачи в активно выгодную позицию, прострелы, удары, штанги — все было, но не было голов. Над этим мы сейчас работаем и понимаем, что это наша проблема. Мы выиграли четыре встречи со счетом 1:0, хотя во всех играх создали гораздо больше моментов, и в, принципе, с «Тоболом» нужно было забивать три-четыре гола.
— Мы прибавляем с каждой новой игрой, и это чувствуется. Первая игра — она, наверное, была не самая удачная в плане результативности, но моментов с «Жетысу» мы создали достаточно много, однако их, к сожалению, не смогли воплотить в голы. Если результата нет, то и игра считается неудачной — это нормально. В начале сезона очень важно набирать очки, потому что шесть-семь туров — это время, когда вырабатывается сыгранность, происходит притирка. Все команды играют против нас осторожно, стараются не давать нам зоны, пространство. Самое важное, что мы набираем необходимые очки, а по игре, повторюсь, видно, что с каждым матчем команда чувствует себя увереннее, и мне кажется, что еще пару туров — и мы будем располагать уже оптимально наигранными связями. Тогда будет и игра, и результат.
— Не первый раз мне задают этот вопрос. Мы работаем над реализацией. Посмотрите, какие моменты у нас были с «Тоболом» — ну, просто фантастика... Как будто ворота заколдованные: то штанга, то — во вратаря мяч летит, то — в своего игрока, то блокируется удар... Просто невезение. Я думаю, и сказал это ребятам, что важно забить один-два раза, и потом уже пойдет. Самое главное — мы работаем в нужном направлении, и все должно быть хорошо.
— Не могу ответить на этот вопрос, потому что просто не знаю, так это или нет. Я отмечу хорошую атмосферу в команде и не вижу никаких проблем: я работаю, и мне никто не мешает. Считаю, что с микроклиматом в команде все великолепно. А кто куда ходил — я не могу сказать.
— С моей точки зрения, любой тренер мечтает о том, чтобы отработать полный сезон в роли главного. Я очень много учился, занимался самообразованием, ездил на стажировки и поработал с различными тренерами, играл футбол до 25 лет, и сейчас я не перестаю учиться. Конечно, для того, чтобы работать главным тренером, требуется определенный опыт, багаж, но это дело наживное. Несмотря на то, что я молодой наставник, и опыта в роли главного тренера у меня не так много, я не боюсь ответственности. Для меня это — не проблема. Я хочу быть главным тренером и делаю для этого все, что в моих силах. Работа главного тренера — это труд 24 часа в сутки: анализ тренировочного процесса, игр. Подвести нужно каждого футболиста к игре, поговорить с ним. Поэтому — это очень интересно и, в то же время, очень трудно.
— Практически никогда. Мы три месяца были на сборах, и сейчас у нас каждый день — тренировки. Прошедшая неделя и вовсе была очень сложной — за восемь дней провели три матча, поэтому времени на отдых катастрофически не хватает. Чаще всего, отдых — это конец ноября — начало декабря, когда у нас есть неделя, в течение которой можно отдохнуть и посвятить себя семье.
— Сложный вопрос. У меня есть свое видение. Долгое время изучал методику работы Юргена Клоппа, мне очень импонирует игра его команд. У него свой, особенный подход к делу.
— У меня очень много в iPad футбольных программ — аналитический материал, технико-тактические действия, анализ соперника, видеонарезки есть. В общем, занимаешься самообразованием, что-то готовишь для тренировочного процесса. Мне думается, нужно уделять этому много внимания, и для этого имеются все возможности: есть интернет, конспекты какие-то свои, которые я веду уже много лет, свое видение наработанное, и есть определенная своя программа, над которой я работаю и вношу коррективы — все это у меня в iPad.
— У нас 25 футболистов, и абсолютно нормальная конкуренция. Но другое дело, что мы отталкиваемся от того, с кем мы играем — что из себя представляет соперник, как мы хотим действовать, и, исходя из этого, подбираются футболисты на матч. Плюс еще учитываются функциональное и физическое состояние — это нормально. Для меня важно, чтобы играла команда, мне не нужны футболисты, которые будут тянуть одеяло на себя. Важны командные действия. Если ты сегодня не играешь — будь добр, отрабатывай на тренировках, ты получишь свой шанс и, возможно, будешь играть в следующем матче. Принципиально, чтобы ребята работали, и, в целом, пока у меня претензий ни к кому нет.
— В «Астане» на этой позиции играют и Остапенко, и Фокси, и Курдов — это те футболисты, которые на данный момент лучше готовы. Ренан Брессан работает на каждой тренировке, иногда — индивидуально. Дело в том, что в прошлом году он много пропустил, и для того, чтобы вернуть былую форму, ему нужно какое-то время. Это нормальный процесс. Я с ним беседовал на эту тему, и он работает, не опускает рук. Сезон длинный, и все еще успеют поиграть.
— Нет. Мне не важно — дорогой он, дешевый, молодой или старый. Тот, кто готов и хорошо работает, тот и играет.
— Конечно, он умеет играть с первых минут, просто я считаю, что лучше него выходить на замену, по крайней мере, — в «Астане», никто не может. Это один из лучших наших джокеров. Во втором тайме, когда команда немного подсела, он выходит свежий, и появляются зоны. Во втором тайме Дамир обостряет игру. Ему отведена такая роль. Конечно, любой футболист хочет выходить в старте, но сейчас, думаю, для него лучше выходить на замену. Что будет в следующей игре — посмотрим.
— Ну, игроки отрабатывают исполнение пенальти на тренировках: Остапенко бьет, Нурдаулетов бьет, Кояшевич, Шахметов бьют. Они отрабатывают этот компонент, и доверяют роль пенальтиста тому, кто лучше чувствует себя. В игре с «Тоболом» я сказал, чтобы бил Кояшевич. Он забил до этого, забил и в том матче. В том, что Дамир не подведет, я не сомневался. Что касается пенальти, которые нам ставят — мы каждый матч практически сидим в штрафной площади соперников, и если они нарушают правила, то почему не свистеть?!
— Конечно, мы, можно сказать, снова строим команду. 50% футболистов у нас поменялось. Вы видите, что в стартовом составе выходят новички коллектива — Каньяс, Шомко, тот же Пикалкин, не игравший в прошлом году, появился Аничич, в воротах сейчас Логиновский, на фланге — Джолчиев, впереди — Курдов, Сисеро... То есть, это практически новая команда, и, конечно, нужно время на то, чтобы ее построить. Понятно, что этого времени никто не даст, ведь результат нужен здесь и сейчас. Делаем все, что возможно, стараемся максимально строго, организованно сыграть в обороне, а впереди — мы свое забьем, я в этом уверен.
— Тот, кто лучше, тот и будет играть. Сейчас мы играем «на ноль», и я не намерен ничего менять. Ненад — очень хороший и сильный вратарь, но сейчас и он понимает, что Владимир Логиновский делает свою работу великолепно. Повторю: играть будет тот, кто лучше. Никому место в составе не гарантировано.
— В данный момент рано думать о Лиге Европы, сейчас все наши мысли о матче с «Иртышем» — он у нас на следующей неделе. А выводить команду на пик формы будем позже, сейчас нет смысла об этом говорить. И, к тому же, я не знаю, как может повернуться ситуация: кто к моменту старта в еврокубках будет главным тренером...
— Я не могу ответить на этот вопрос. Мне сказали работать, я работаю. Не задаю вопросов. Я не знаю, что будет завтра. Пока мне доверяют, я делаю все, что могу. Для меня главное, что команда меня понимает, и я это чувствую. Важен контакт с игроками. Пока все нормально, но это сложный, кропотливый труд. Команда осознает, что на «Астану» все настраиваются по-особому, все-таки — столичный клуб, и против любого соперника нам будет сложно — неважно, где мы играем, соперник супермотивирован всегда против нас. Я об этом постоянно ребятам говорю и настраиваю на конкретный матч. Мы сейчас не думаем о чемпионстве, о Лиге Европы, у нас конкретная задача — выиграть следующий матч. Ничего другого. Достучаться до футболистов сейчас очень сложно. Вы знаете, сейчас у каждого игрока три сотки, два iPad с играми, PlayStation, поэтому игрок может заниматься всем, только не футболом.
— Часто!
— Да, такое бывает нередко, но мы снимаем все тренировки на камеру, поэтому я могу каждому футболисту показать, где и когда он занимался не тем, чем нужно.
— Мое мнение: такой клуб, как «Астана», должен ставить задачу-минимум — выход в групповой раунд Лиги Европы. Но я повторюсь: пока мне доверяют — я делаю свое дело, что будет завтра — сказать не рискну.
— Нет, сегодня совсем другая ситуация. Есть «Шахтер», думаю, что и «Ордабасы» заиграет, и «Кайрат» еще наберет ход, есть «Атырау», который неплохо укомплектовался. То есть, борьба за медали будет очень приличная. Не кажется мне, что два клуба смогут оторваться и между собой разыграть чемпионство.
— Знаете, — сложно сказать. Здесь многое зависит от того, как мы играем. Дома мы стараемся действовать первым номером, владеть территориальным преимуществом. На выезде с «Кайратом» отдали сопернику инициативу и играли от обороны. В целом, сейчас все команды равные, на старте чемпионата со всеми сложно играть. Да и, в принципе, уровень чемпионата Казахстана растет.
— На классе мы не обыграем никого. Об этом футболистам я говорю постоянно. Только — через самоотдачу, организацию и дисциплину.
— Потому что невозможно выиграть на одном классе. Все равно должна быть организация, все равно нужно работать.
— «Иртыш» — всегда неудобный соперник, и дома они играют всегда очень хорошо и агрессивно. Как я уже говорил, есть конкретная цель — взять три очка, и мы приложим максимум усилий, чтобы ее выполнить.
Автор: Ануар Абдрахманов