KZ
KZ RU
12 наурыз 2015 17:20

Олжас Абраев: Мы договорились о том, чтобы разбить туры по времени

12 наурыз 2015 17:20
- В прошлом году разгорелся большой скандал вокруг Николы Тонева, который выступал с двойным гражданством в нашем чемпионате. Сейчас всплыл случай с другим игроком костанайского «Тобола» - Игорем Бугаевым, которого приглашали в сборную Молдавии, но он выступал в нашем чемпионате как гражданин Казахстана. С другой стороны, нужно сказать, что с принятием поправки о «воспитанниках казахстанского футбола» некоторые игроки, которые много лет выступали в нашем чемпионате с казахстанским паспортом, как, например, Алдин Джидич, теперь вновь будут играть на правах легионеров.
Как проходит реализация проекта, какие будут сдвиги?
- Давайте по порядку. Касательно Тонева – именно это дело и побудило к созданию проекта «Воспитанник казахстанского футбола», который сейчас реализуется в нашей стране. И дело Тонева продолжается. Месяц назад мы написали еще одно письмо в МВД, теперь уже по Костанайской области. И нам ответили, что в отношении Николы Тонева дело закрыто, так как факт нарушения не установлен. Но мы попросили продолжить разбирательство и все же установить, кто виновен, с кого спрашивать дальше.  
Что касается Бугаева – это вопрос двойного гражданства, который всегда всех мучил. Есть паспорт или нет? Паспорта у нас выдают уполномоченные органы – это Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, они проверяют и выдают документы. На правительственном уровне поднимался вопрос о том, чтобы создать единую базу с Россией (ведь в основном вопрос связан с Россией), чтобы мы точно могли сказать, у кого есть вторые паспорта. Когда такая база будет – нам станет намного легче. Сейчас пока на все официальные запросы, которые мы отправляли в МВД касательно Бугаева, нам сказали точно, что он является гражданином Казахстана. Как-либо проверять этот вопрос дальше мы возможности не имеем. Мы разговаривали на эту тему с резидентом «Тобола» Талгатом Баймуратовым и предупредили его, что любой факт нарушения будет караться. Потому что, несмотря на появление поправки о воспитанниках казахстанского футбола, и, по сути, для заявки игрока его гражданство не имеет значения, каждый футболист заключает контракт как гражданин. И если выяснится, что у него есть второй паспорт, будут применены санкции. У Бугаева в настоящее время действующий контракт, и до его окончания футболист должен быть приравнен к воспитанникам казахстанского футбола. Но если по ходу чемпионата станет известно, что у него есть второй паспорт, то дело будет передано в уполномоченные органы и к нему будут применены санкции как к гражданину Казахстана, так и по букве закона федерации футбола. 
Если журналисты нам помогут, мы любой факт будем проверять. Мы говорим в открытую, что в деле Тонева нам помогли журналисты. Если у вас есть сигналы, мы готовы рассмотреть. 
Если говорить подробнее о «воспитанниках казахстанского футбола», то каждый новый проект не застрахован от минусов, но они проявляются по ходу реализации. На данный момент пока поправка, принятая в регламенте, выглядит идеально. Но есть сложности: заявочная кампания началась, приходят документы. Уже есть клубы, которые нам предоставляли не совсем достоверные документы - они уже пытаются заявить псевдовоспитанников. Уже два факта таких выявили. Сейчас по ним идет разбирательство, собираем документы. Федерация футбола по необходимости может запросить дополнительные документы на игрока. Какие? Это свидетельство о рождении, школьные аттестаты, официальные справки с места учебы. Есть еще и паспорт ФИФА. Сейчас, к примеру, по двум игрокам мы запросили как аттестат и справки. В этот момент клубы начали расходиться в документах – сначала предоставили один, потом другой. Сейчас, на стадии заявки, мы пока никаких санкций принимать не будем, мы пока только предупреждаем. Но с окончанием заявки за все выявленные нарушения последуют наказания. Мы требуем, чтобы все предоставляемые в федерацию документы были нотариально заверены и имели печать клуба. Чтобы завтра представители клубов не стали говорить, что они эти документы не приносили. С делом Тонева мог получиться именно такой вариант, когда нам говорили: «Мы такие документы не сдавали». А когда мы достали документ, заверенный клубной печатью, у всех вопросы отпали. 
- В последние недели ПФЛ совместно с телеканалами активно обсуждала вопрос увеличения прямых трансляций с матчей чемпионата Казахстана. О чем удалось договориться и почему не все туры премьер-лиги будут разбиты на несколько дней, как это заявлялось ранее?
- Телеканалы обещали увеличить в этом году число прямых трансляций до 60 процентов от общего числа матчей чемпионата Казахстана. На прошлой неделе у нас была финальная встреча с «Хабаром» и «Казахстаном». И мы можем привести массу доводов, после которых вы начнете атаковать с этими вопросами телеканалы. Каналы попросили сделать удобный календарь для организации трансляций. Мы пошли навстречу, но потом выяснилось, что сами каналы технически не готовы, поскольку есть всего пару ПТС в Астане и Алматы. И когда мы начинаем раздвигать туры на несколько дней, они говорят: «Стоп, мы же не успеем за один день туда доехать». Нам нужна техническая база на телевизионных каналах. А в клубах мы ведем работу, можно решать вопросы со стадионами, откуда можно вести телетрансляции в любое время года, если телевизионщики готовы показывать матчи. Но они могут сказать, что трансляции матчей с участием некоторых команд, которые плохо выступили в прошлом сезоне, им не интересны. Плюс у них постоянно возникает необходимость вести трансляции по государственным заказам с каких-либо мероприятий, когда идет футбол. И поскольку вся техника задействована, обеспечить трансляцию они опять же не могут. Если искать виноватого, то мы говорим, что каналы виноваты, а они говорят, что мы. Получается, что все не готовы в той или иной степени, и работать, развиваться также нужно всем, во всех направлениях. Мы будем договариваться с клубами о техническом оснащении стадионов и том, чтобы проводить матчи в удобное для телевизионщиков время, а самим телеканалам нужно заниматься своим техническим оснащением. Сейчас мы договорились о том, чтобы разбить туры по времени, чтобы они не накладывались и не забирали зрителей друг у друга. Где-то можем начинать игры в 15,00, а там, где позволяет инфраструктура и в 21,00 начинать матчи. 
Если однажды с канала «KAZСПОРТ» придут и скажут, что готовы показывать все матчи в прямом эфире, что канал располагает всей необходимой технической базой, мы все сделаем для того, чтобы это осуществить. 
- Но сейчас иногда, как в случае с резервным полем «Актобе», трансляцию предлагается вести из окна жилого дома…
- Это все к вопросу инфраструктуры. И если взять за пример чемпионат России, там ведь тоже начинали не с лучших стадионов. Когда мы говорим о трансляции СС двенадцатью или шестнадцатью камерами, да вопросов нет – стадионы должны быть оснащены. Но наши каналы порой дают трансляцию, используя только четыре или шесть камер. Зачем тогда супер современные стадионы? Сегодня есть возможность отснять практически 70 процентов матчей. Это будет не лучшее качество, но они сами говорят, что у них есть только 3-4 камеры. Например, Шымкент? Чем не подходит? Есть среднего уровня стадион. Но находится масса причин: нужна отдельная трибуна, подводка, нужно третье, десятое и так далее. Нужно желание каналов показывать наш футбол. Но они пока находят массу причин, чтобы этого не делать. Говорят: «Создайте нам условия, мы придем и снимем в удобное для нас время». При этом данное время может быть неудобным для болельщиков, которые хотят прийти на стадион. И для футбольных клубов эта аудитория самая важная. А для телевизионщиков важнее телеаудитория. Конечно, каждый пытается тянуть одеяло на себя. 
 
Евгений ГАЙДАМАКИН
Газета "ПРОСПОРТ"