МАРКЕТИНГ – КЛЮЧ К УСПЕХУ
– Благодарен Федерации Футбола Казахстана за приглашение, – сказал Ноэл МУНИ в интервью корреспонденту «Футбольных Вестей» Ельсиару КАРИМОВУ. – Цель семинара – на конкретных примерах продемонстрировать представителям казахстанских клубов, как необходимо работать в области футбольного маркетинга и спонсорства.
– Насколько футбольный маркетинг развит в Европе?
– Начнём с того, что в Западной Европе футбол – это не просто игра. Это, если хотите, религия. В этом плане нашим клубам проще привлекать спонсоров. У нас больше опыта и в сфере маркетинга.
– Какие советы можете дать казахстанским клубам?
– У казахстанских клубов громадный потенциал в области маркетинга и спонсорства. Для того, чтобы использовать его, необходимо ставить работу в области маркетинга на профессиональные рельсы. Для этого в штате клуба должен работать специалист, который занимался бы вопросами привлечения болельщиков на трибуны и понимал бы принципы построения работы со спонсорами.
– Вы видите успех в том, чтобы приглашать зарубежных специалистов или нашим клубам можно обойтись местными ресурсами?
– Уверен, в вашей стране есть отличные специалисты по маркетингу. Если пригласить такого человека из-за рубежа, ему будет трудно выстраивать работу, ведь он не знает казахстанский футбол. А местный специалист сможет свободно ориентироваться в футбольном пространстве. Его знания можно использовать, чтобы создать маркетинговый план как для отдельно взятого клуба, так и для отдельной лиги, чтобы повысить интерес болельщиков к футболу.
– У вас есть свои наработки в области маркетинга?
– Весь день я делился ими со слушателями и, к слову, почувствовал неподдельный интерес к этим вопросам с их стороны. Главная идея – клуб должен быть ближе к болельщикам. Исходя из этого постулата создаётся стратегия. Только имея стратегию развития, можно добиться успеха.
– Маркетинг – понятие для казахстанского футбола относительно новое. Планируете ли вы рекомендовать Федерации Футбола Казахстана, чтобы в каждом нашем клубе появились специалисты по маркетингу?
– Эту работу могут выполнять две группы людей. Либо профессиональные маркетологи, либо человек, который желает изучать футбольный маркетинг. Далее. В западных клубах есть директор по маркетингу и директор по спонсорству, который активно работает с компаниями, намеревающимися вкладывать деньги в футбол.
Учитывая, какую заинтересованность проявляет ФФК к этому аспекту футбольной жизни, думается, не за горами то время, когда работа в области маркетинга и спонсорства в ваших клубах будет поставлена на высокий уровень. А мы со своей стороны готовы оказать любую методическую помощь.
«Футбольные вести» №22 (72) от 18.11.2011